Must-read для будущих и нынешних МВА

January 8th, 2009 by admin

Прочитал пару последних глав “Ahead of the Curve” - о том как international student два года учился в HBS (2004-2006).
Было интересно прочитать его размышления о будущей карьере, месте в жизни и т.д.. А также о том, как позиционируют себя топовые б–школы и чем на самом деле они являются…
В чем то его размышления похожи на известные книги об ИБ - автор не являлся типичным карьера-деньги ориентированным студентом и у него много размышлений на тему почему студенты идут в ИБ и подобные им индустрии если эти самые индустрии для этих студентов мягко говоря не являются “dream job”.
Общеизвестные факты о том, что много студентов + сами школы любят говорить о emerging markets и предпринимательстве, но при этом большинство стремится в IB/PE/MC/HF в Нью-Йорк или Лондон.

Позитива тоже хватает - например, в целом знания полученные в бизнес-школе автор признаёт полезными и практичными.

Основная идея вполне тривиальна - как сложно людям заставить себя заниматься тем, к чему у них лежит душа из-за прессинга стереотипов и догм внешнего мира :).

Вспомнилось…

November 18th, 2008 by admin

Написал в апреле - “То о чем так долго говорили большевики похоже начинает свершаться - по окончанию учебного сезона 2007-2008 видимо рекордное количество студентов и свежих выпускников МВА поедет в СНГ на стажировки/работы.”

Я даже представить себе не мог какими будут масштабы шествия в СНГ этой осенью во всех б-школах, посмотрим какие будут результаты…

Если говорить о более глобальных трендах в мировых масштабах, то исходя из общения со студентами других школ позволю предлоложить следующее - следующей весной количество отказов студентов от уже принятых офферов поставит печальный рекорд.
Слишком превышают реальные запросы многих студентов уровень/качество существуюших предложений со стороны работодателей. В одном известной и стабильной компании этим летом 25-30%% выпускников МВА принявших оффера не приступили к работе и смылись в другие компании. Некоторые из уже сильно об этом жалеют…
С другой стороны слишком свежи в памяти студентов недавние банкротства и поглощения, которые имели прямой эффект на оффера…

Уровень взаимного доверия и деловой этики между студентами и работодателями находится, видимо, на исторических минимумах…

И снова учимся :)

October 14th, 2008 by admin

В 1м семестре я сделал пару “финтов ушами” :)

Во-первых, я взял 5 классов вместо 3х или 4х, что, при желании, позволит мне окончить школу весной и, при еще большем желании, начать работать в апреле :) но всё это маловероятно, лучше отучиться до лета + have more fun :)

Во-вторых, я взял микроэкономику, которую народ обычно народ берет на 1м курсе. В результате я единственный 2курсник в классе из 65 человек. Как то сразу чувствую себя старее старше и скучнее, на этом бегающем с выпученными глазами розово-восторженном фоне. Брать микро, простую или advanced, всё равно обязательно. А на advanced надо слишком много времени тратить.

Вообще после энергичного летнего experience расслабленное ощущение”снова-в-школе” очень необычно :). Грандиозных планов по рекрутингу у меня нет, так что основное время снова провожу с семьёй - в общем сплошной позитив.
P.S. Остальные классы - Managerial Decision Making, Negotiations, Marketing Strategy + что-то типа VC/Private Equity Lab (делаем ресерч на интересную тему).
P.P.S. Практически полное отсутствие quantitative и финансовых классов не случайно :). Negotiations рулит, кстати :)

Когда мало не покажется

July 1st, 2008 by admin

Вместо предисловия - я настоятельно не советую читать этот пост тем кто в ближайшее время начнет учебу в Чикаго.
Серьезно.

Ситуация 1. Начало учебного года.

На одном из уроков по soft-skills мне нужно было срочно заполнить заявку моей команды на т.н. IPO Challenge. Deadline заканчивался прямо во время урока и в случае несвоевременной заявки моя команда бы меня просто закопала.
Т.к. этот урок вели студенты-второкурсники, а не преподаватели, то я заполнял заявку на ноутбуке прямо во время урока. Минут через 10 студент-преподаватель мимоходом попросил убрать ноут. Я поставил ноут на колени и продолжил важное дело.
Через пару минут он подошел и уже громко сказал закрыть ноут. Я говорю - “сейчас, секундочку. Это заявка на IPO Challenge” и продолжаю печатать заявку. Он не ждет и еще громче повторяет требование. Я опять говорю - “сейчас, секундочку” и продолжаю. Он подходит еще ближе и делает попытку закрыть мой ноут (!!!) и выдает что то типа “Я кому сказал!”. Я отодвигаюсь и говорю - “слушай, ты еще не профессор, ок? я плачу немалые деньги за этот класс, так что продолжайте работать”. Начинается словесная перепалка. Думаю, не надо пояснять что класс в шоке, особенно политкорректные американцы…

Ситуация 2. Прошлая неделя.
Один из самых состоятельных преподавателей GSB, партнер в в компании с миллиардными активами, и прочая и прочая любит четкую дисциплину в классе - активное участие в обсуждении, никаких лэптопов и т.д. В совокупности с внушительными физическими данными это производит неизгладимое впечатление на студентов. И вот на днях он подходит на уроке к студенту с открытым ноутом и грит: “Дорогой, я за тобой наблюдаю несколько уроков и заметил что ты не участвуешь в дискуссиях + часто проверяешь и отправляешь е-мейлы. Вероятно, этот класс тебе не интересен. Ты знаешь правила и ты их регулярно нарушил. До свидания, я не хочу больше тебя видеть в этом классе. Если хочешь, деньги я тебе верну. Остальные претензии предъявляй в деканат”. Студент: “как же так, это же предпоследний урок???”. Препод: “Я всё сказал. До свидания”. Студент уходит.
Тут шок уже у всех нешуточный, т.к. это класс где большинство это weekend-студенты. Т.е. взрослые люди, большинство из которых слетается в четверг-пятницу вечером в Чикаго со всей страны.. Препод начинает рассказывать что так он делает не в первый раз, каждый раз не спит перед этим несколько ночей и т.д.
Народ явно в легком трансе…. Я уже слышал что как то он выгнал одну даму, но конечно сам был потрясен таким событием. Надо было видеть подавленного студенты выходяшего из класса…
Так вот к чему я это всё рассказываю…

На самом деле в обоих случаях это были тщательно спланированные розыгрыши класса. Сценки конфликтов были заранее разыграны-опробованы соответствующими студентами и преподавателями.
После конфликтов преподаватели рассказывали о природе конфлитов, шоке коллег от увольнений и т.д.
Я помню один особенно удивленный студент после ситуации №1 написал в отзыве к классу - “почему вы заранее (!!!) не сказали что сейчас будет розыгрыш?!”.
Одна из причин почему студенты так близко воспринимают такие ситуации это жесткая дисциплина в обучении. Тот же сheating (списывание и т.д.) имеет самые жесткие последствия - пара случаев и выгоняют даже прямо перед окончанием 2х летнего обучения, что приводит еще и к потере имеющегося full-time оффера… Нарушение/пропуск сроков сдачи экзаменов и т.д. - никаких послаблений не будет. Про такое понятие как пересдача я вообще не слышал…

Запросы украинских МВА студентов - впереди планеты всей? :)

May 22nd, 2008 by konstantin_gsb

Практически случайно прочитал статью из рассылки QS Quacquarelli Symonds (это организатор QS World MBA Tour):
“Ukrainian MBAs bullish about salaries despite downturn”.
Заголовок просто сногсшибательный: “Ukrainian MBAs have high, even unrealistic salary expectations, according to a new report. To meet those expectations they are going to have to go overseas”.
Дальше больше - “candidates from that country have the second highest ‘salary uplift’ expectations in the world (behind India).”

На самом деле всё просто - большинство опрошеных украинцев зарабатывали сравнительно мало до МВА (менее 20К в год), а по словам автора после МВА хотят зарабатывать “colossal US$90-95,000″ (я опросов не делал, но предположу что большинство моих знакомых хочет более побольше 100К, т.к. в Лондоне, НЙ или Москве на меньшую сумму прожить очень непросто + надо долги платить…).

Ukrainians responding to the survey had an average salary of less than US$20,000, the 7th lowest of the 33 countries participating in the QS survey, their salary expectations averaged at a colossal US$90-95,000,

Disclaimer: Я не помню что бы раньше слышал об этом опросе и уж тем более, что бы в нём участвовал. Свои замечания уже отправил автору статьи.

P.S. но вообще суть статьи правильная - у многих ‘salary uplift’ действительно неплохой получается, но с каждым годом уровень зарплат и кандидатов растёт, а значит uplift сокращается. Ну и базу для сравнения надо брать корректно, т.к. многие русскоязычные выпускники работающие на Западе признают, что до МВА их уровень жизни в Украине/СНГ был выше, пусть и при меньшей зарплате…

Оглядываясь назад - 1

May 1st, 2008 by konstantin_gsb

Читая еще один пост в ЖЖ об отзыве оффера и вспоминая постепенно подходящий к окончанию первый год учебы-рекрутинга мне кажется, что если сделать краткий вывод, то он будет такой - “Вы хотели челленджей? Их есть у меня!” :)
Основные вызовы:
1. Культурный - другая система образования, американцы и, разумеется, Америка.
2. Рекрутинг - интенсивный, беспощадный, зачастую кажущийся вечным (это когда пройдешь все круги ада этапы, а потом у тебя отзовут оффер…). Если говорить о типичном студенте, то с момента поступления и до начала работы (и, зачастую, и после) главные его мысли именно о рекрутинге - получить close list, получить интернщип, получить фулл-тайм оффер, найти что нибудь еще лучше. Всё это, как правило, сопровождается жесткой конкуренцией со стороны студентов своей и других б-школ…
3. А ну, да - Учеба :). ну тут всё не так страшно, особенно в GSB (как ни странно :), ввиду flexible curricula ), т.к. не смотря на высокий уровень студентов товарищи из СНГ им, как минимум, не уступают.

Пожалуй, один из главных выводов - очень полезны вырваться из СНГ и попасть в среду где зарплаты не растут на 50% каждый год и повышения в должности не происходят раз в несколько месяцев :). Насколько перегрет job market в СНГ это отдельная тема…

В общем отличная возможность реально взглянуть на свои достижения, потенциал и, при необходимости, встряхнуться-прийти в себя и измениться :). Хотя, при желании, можно и здесь не просыпаться… Да вектор изменений тоже необязательно будет позитивным, но это уже тоже индивидуально …

Учение - свет!

April 16th, 2008 by konstantin_gsb

Такое ощущение, что в этом семестря я набрал классных предметов больше чем в 2х предыдущих вместе взятых. Всё таки когда рекрутинг окончен, то и к учебе отношение другое :)
Не смотря на то что Finance in emerging markets продолжает рулить и у меня улучшается понимание подходов к оценке инвестиционных проектов у международных корпораций, всё таки этот предмет всё таки хоть и не на самом последнем, но на скромном третьем месте в моём рейтинге. Первое и второе место делят M&A Accounting и Commersializing innovation (PE/VC). В детали курсов и описание очень ярких преподавателей пока вдаваться не буду, это будет неуважительно - надо отдельные посты :).

Интересно другое - я впервые воспользовался возможностью взять класс в кампусе в центре вместе с Weekend and Evening students. Это совсем не те заочники с которыми я сталкивался в СНГ - на учебу они тратят времени не меньше чем фулл-тайм, по крайней мере такое у меня ощущение. Работать в study-group с ними это не только challenge, но и польза + удовольствие.
Поразительно, что Weekend студенты летают со всех концов Америки, а на Commersializing innovation (PE/VC) нам профессор вообще представил студентку которая летает из Китая (!). Мол, кто тут бьёт себя пяткой в грудь что из Калифорнии и т.д. летает - вот человек из Китая прилетел.

P.S. вообще в Чикаго заметил у себя некоторую склонность к бухучету :) Да что там бухучет - даже курс Taxes and Business Strategy я вспоминаю с удовольствием :). Конечно бухучет, а тем более налоги это не гламурно и “как-бы” некреативно :), но что поделаешь + надо отдать должное хорошим преподавателям. ИБ или консалтинг - считаю что финансист должен хорошо знать бухучет, иначет ему можно “впарить” всё что угодно.

Американцы и США

April 5th, 2008 by konstantin_gsb

и так - немного позитива :) Как говорится - буду краток :)
По моему убеждению в процессе обучения в Америке иностранные студенты, в т.ч. и русскоязычные, проникаются глубоким уважением к профессионализму американских студентов. Нам могут не нравиться какие-то отдельные черты (сейчас не об этом :) ), но вероятно большинство international students признает, что трудолюбие, настойчивость и другие положительные характеристики у многих американцев присутствуют в избытке.

Мне, например, особенно нравится как они умеют совмещать интенсивную учебу, спорт-и-другие-хобби и отдых/клубы/рестораны/бары. Разумеется, мы видим в основном лучших представителей Америке, но и сравниваем мы их далеко не с ПТУшниками…

Особенно впечатляют в этом отношении американские девушки :)
А все эти кризисы - дело проходящее… Пока что я не вижу кто бы мог в долгосрочной перспективе действительно конкурировать с Америкой. Кто бы мог конкурировать с Силиконовой долиной и даже Wall Street (как с комплексным финансовым центром, не просто местом расположения инвестиционных банков)…

P.S. Пост не о политике :)

Черный юмор преподователей Чикаго :)

March 13th, 2008 by konstantin_gsb

Один из лучших преподавателей в школе расскал сегодня на последнем уроке почему его взяли преподавать в Чикаго, причем рассказ был в лучших традициях черного юмора :)
Мол, когда он еще был в другой школе (Стэнфорд) он докладывал в одной из б-школ свой research. На таких конференциях другие ученые часто стараются “замочить” как можно сильнее докладчика. И вот некий дядька особенно сильно старался “замочить” моего будущего препода.
И вот уже этот дядька выступает в Чикаго, а наш будущий препод присутствует в качестве слушателя. И полностью разрывает его работу одним-единственным ударом. Дядька грит “Что, получается у меня нет больше нет моего research?” и (по словам препода) теряет сознание на несколько минут. Надо добавить, что в Чикаго выстапающие попадают под особенно жесткий прессинг :) По словам препода когда его взяли преподавать в Чикаго, то по секрету сказали что взяли его именно за этот случай на конференции :).

Где правда, а где ложь - не в курсе. думаю, что % правды довольно высокий :)
P.S. Если кому интересно на чем поймали и чем добили злого дядьку - он не знал что американское налоговое законодательство перекрыло пути перевода ordinary gain to capital gain (на ordinary gain налог где-то в 2 раза выше).

Lost in translation 2 или про культурные отличия и уроки…

February 13th, 2008 by admin

Наблюдения-заметки на полях про студентов из экс-СССР (отличия от других студентов; оговорюсь - многое относится и ко мне, в той или иной степени):
1. Предпочитают садиться на первые парты
2. Задают больше вопросов
3. Стараются часто отвечать, иногда что бы просто немного поумничать :) 4. Многие предпочитают заниматься в школе, а не дома - поди старая привычка сидеть в библиотеке в институте.
5. Гораздо менее активны в общественно-культурной жизни – американцы тратят на это очень много времени, часто не получая явной-tangible выгод.
6. Посещают меньше вечеринок. Тут достаточно очевидно – нам не очень привычно-комфортно стоять в плотной-тесной толпе и общаться под очень громкую музыку.
Один из культурных уроков в Америке это то, что не смотря на популярные стереотипы об американцах они гораздо более humble чем кажется. Тот факт, что они задают меньше вопросов не значит что их меньше интересует лекция или у них хуже подготовка., просто минимизируя количество вопросов они дают возможность преподавателям больше донести классу. Кстати, многие профессора достаточно жестко высмеивают студентов которые любят давать много комментариев. Поощряется минимум комментариев с максимальной глубиной. Аналогично для домашних заданий и экзаменов – немало преподов которые снижают оценки за слишком длинные ответы.
Мне кажется, у нас более ярко выражен «комлекс отличника» или что-то в этом духе :) UPDATE: Disclaimer: Не следует понимать, что в описанном “феномене” речь идет о большинстве студентов из СНГ в Чикаго. Речь идет скорее о тренде :) и о том, что для что для нас более характерно чем для американцев :). Во как…