Я вернулся!

January 29th, 2009 by alexey_mit

Вот товарищи, я вернулся! %) Однако в этот раз хочу сказать, что запустил свой личный сайт, на который и перенес блог про МВА. Так что будет желание - заходите на

www.gerasim.biz

Удачи! ;)

Американская система образования – 2

July 2nd, 2008 by alexey_mit

Вот, коллеги, съездил в отпуск в США. Посетил, кстати, пятилетний Reunion школы, то есть официальное сборище своих одногруппников в MIT Sloan. Расскажу о нем попозже. А сейчас хочу закончить историю о национальных американских особенностях системы образования.

В этот раз о преподавателях и выборе классов:
1. Оценки преподавателям. Преподаватели в бизнес-школе подвержены естественному отбору и конкуренции. После окончания курса студенты заполняют специальную форму, в которой дают оценки преподавателю и классу. Эти оценки интегрируются и вывешиваются на внутреннем сайте школы, то есть они доступны всем студентам.

Когда студент в следующем семестре выбирает класс, то по популярным предметам есть обычно выбор из нескольких преподавателей. В этом случае у студента есть возможность посмотреть средний балл преподавателя, который ему поставили студенты в предыдущем семестре. Кроме того, на внутреннем сайте школы есть специальная дискуссия, где студенты второго года дают советы первокурсникам по поводу лучших преподавателей и курсов. Естественно, если у преподавателя низкий балл и не очень хорошие рекомендации от бывших его студентов, то на класс к такому преподавателю в следующем семестре запишется мало народу. И здесь уже включается естественный отбор – нет студентов, нет работы. Непопулярному преподавателю быстренько укажут на дверь, так как у него просто не будет работы (читай, студентов). Так что такие оценки для преподавателей – это все равно что рейтинги передач для телеведущих – суперважный момент!

2. Польза от класса. Та же логика работает и для специализированных курсов. Преподавателю, который организует специализированный курс (например, «Теория игр» или «Юридические аспекты бизнеса»), необходимо «продавать» этот курс студентам, то есть заниматься маркетингом своего продукта. Такие преподаватели делают презентации своих курсов, активно работают со студентами по улучшению курсов и получению от них обратной связи, просят студентов дать рекомендации курса. В общем, конкуренция тут в цене и на высоте. Иначе опять же не хотят у тебя учиться студенты – теряешь работу. Кстати, один нюанс. Учитывается количество студентов в классе в конце семестра, а не в его начале (см. ниже про возможности отказа от курса). Так что просто “голый” маркетинг не сработает. В начале семестра на курс может записаться много студентов, но если “овчинка не стоит выделки”, то к концу семестра народ от курса поотказывается, и провал неизбежен.

3. Возможность выбора курсов. Что сразу поразило меня в обучении в США на МВА – это полная самостоятельность в выборе курсов. «Обязаловка», то есть набор базовых курсов, была у меня только в первом семестре. Это прикладная статистика, основы стратегии, основы микроэкономики, организационные процессы, командный проект, письменная и устная коммуникация для менеджеров, основы бухучета. Дополнительно, уже в первом семестре можно было взять в нагрузку по выбору «Финансы» или «Основы Маркетинга» (а можно было и ничего не брать). Дальше студент полностью предоставлен сам себе. Система очень простая и саморегулирующаяся. Каждый курс «стоит» определенное количество кредитов в зависимости от оценочной нагрузки (у нас было от 3 до 12). Для получения диплома МВА нужно набрать определенное суммарное количество кредитов (у нас было 180). На семестр не рекомендуют брать больше 60 кредитов – высока вероятность того, что не сможешь справиться с нагрузкой. Сколько кредитов в семестр студент берет, он определяет сам. Плата за обучение от этого не меняется. Платишь за семестр $15000 (так было в мое время, сейчас несколько больше) и можешь взять хоть один курс на 3 кредита, хоть 10 курсов на 60 кредитов. Полная самостоятельность. Можно учиться как проклятому, а можно и балду гонять. Никто слова не скажет, но и диплома просто так не даст. Технически МВА в MIT Sloan можно было «сделать» даже за полтора года (3 семестра) при сумасшедшей нагрузке (такие случаи были), но у подавляющего большинства выходило 2 года (4 семестра).

4. Система выбора курсов. Очевидно, что при такой свободе выбора возникает конкуренция. Желающих поучиться на курсах лучших преподавателей больше, чем мест. Как быть? В MIT введена простая система, опять же дающая студенту возможность принимать самостоятельные решения. Это система ставок. Перед семестром тебе дается 1000 баллов, которые ты с помощью внутренней системы на сайте школы в любой пропорции можешь распределить на интересующие тебя предметы. Например, если очень хочется записаться на курс продвинутой микроэкономики у Пиндайка, то можно поставить на него 500 баллов, а на какой-то узкоспециализированный курс 1 балл. После этого в определенный момент “ставки” больше не принимаются, подводятся итоги, и ты смотришь, “сработала” ставка или нет. Здесь уже важная стратегия выбора, так как если в результате много народу на какой-то курс поставит баллы выше твоих, то твоя ставка не пройдет ;-). Придется в этом случае оставаться в «листе ожидания» в надежде, что кто-то откажется от курса, и у тебя появится возможность вклиниться в группу. Тоже самостоятельные стратегические решения. Практика теории игр, так сказать. ;) Далее, в течение семестра практически до самого его конца курс можно «дропнуть». То есть отказаться от него. Начал посещать, видишь, что курс тебе неинтересен, просто заполняешь бумажку об отказе от курса, заносишь ее в деканат и все, можно не ходить. Кредиты за этот курс, естественно, тебе начислены не будут, но и негативных последствий такой шаг иметь также не будет. Поэтому в начале семестра обычно ты берешь больше курсов, чем рассчитываешь закончить, и в течение первых нескольких недель оставляешь только те, которые тебе интересны и которые укладываются в ограничения по расписанию.
Личное расписание, обратите внимание, студентом тоже формируется самостоятельно. Например, студенту может очень хотеться посещать два каких-то курса. Но они могут проходить в одно и то же время. Придется сделать нелегкий выбор и либо пойти на один из этих курсов, но к другому преподавателю (в другой день или время, если такая возможность имеется), либо подождать до следующего семестра/года.
В общем, в начале семестра каждый студент самостоятельно решает для себя задачу максимизации личной «полезности» семестра с учетом ограничений по количеству курсов, конкурса на места в лучших курсах, ограничений по времени проведения курсов и желания регулировать собственную загрузку.

Американская система образования - 1

May 16th, 2008 by alexey_mit

Проучившись 2 года на МВА зауважал американскую систему образования особенно в сравнении с отечественной. Многие не представляют себе отличия, поэтому немного расскажу. Поскольку рассказывать можно долго, в этом посте об оценках:

1. Значимость оценок. Американская система выставления оценок направлена на то, чтобы средний балл (GPA – Grade Point Average) что-то говорил постороннему человеку. Вот возьмите наш ВУЗ. Что мне как человеку, собирающемуся нанять студента, говорит оценка «отлично», полученная студентом по предмету, скажем, по финансовому менеджменту? Да ничего. Я не знаю, за что она получена. Я не знаю, какие были требования для получения пятерки. Я не знаю, сколько человек получили «пятерки» по этому предмету. Может быть, что добрый препод всем пятерки поставил кроме самых отъявленных прогульщиков, может быть, студенту просто повезло с билетом, и он/она вытащил на экзамене единственный билет, который выучил (а так не ходил на класс и ничего толком не знает). Я не могу поставить эту пятерку в какой-то контекст. В США все гораздо более информативно. Оценивается не твоя работа сама по себе. Оценивается твоя работа в сравнении с твоими однокашниками. Как это происходит:

В течение семестра студент за каждый вид работы (контрольные тесты, работа в классе, промежуточный экзамен, финальный экзамен, специальные проекты в рамках класса) получает определенное количество баллов. В самом начале курса тебе говорят «вес» каждого вида работы (упрощенно, один контрольный тест «стоит» максимум 10 баллов, финальный экзамен 50, работа в классе максимум 30 баллов и т.д.). В течение семестра ты работаешь, за каждый вид работы получаешь определенное количество баллов не больше максимального. В конце семестра все баллы суммируются по каждому студенту группы и выстраиваются по убыванию. Далее оценка зависит от того, в какой «части» этого списка ты находишься. Например, лучшие 20% группы получают А, следующие 30% - В, следующие 30% - С, следующие 15% - D, остальные – F (неуды, грубо говоря). В этом случае:
• Невозможно получить высокую оценку, не работая в течение семестра, так как вы просто не получите достаточное количество баллов, ведь финальный экзамен – только часть итоговой оценки
• Ваша оценка показывает ваше положение относительно студентов из вашей группы, то есть показывает, насколько вы выделяетесь из толпы себе подобных студентов. Например, если ваш средний балл (по нашей системе) 4,7, то это значит, что вы постоянно входили в лучшие 15-20% своего класса. GPA показывает потенциальному работодателю насколько вы выше среднего студента данного ВУЗа. Это уже ценная информация. Понятно, что студенты Гарварда в среднем перспективнее студентов какого-нибудь Открытого университета Западной Айовы, но как заполучить лучшего студента уже в рамках только выпускников Гарварда? Вот тут на помощь работодателю и приходит GPA.

2. Объективность оценок. Американцы помешаны на объективности выставления оценок. Экзамены – только письменные с понятными вопросами, часто АБВГДейками (multiple choice – когда надо обвести правильный ответ). По письменным экзаменам, где нет АБВГДейки – есть четкие критерии выставления оценок. Оценки вы можете оспорить, вам всегда объяснят, почему вы получили такое-то количество баллов. Работу в классе оценивает ассистент преподавателя, который, если вы высказали на занятии какую-то умную мысль, поставит вам за этот класс «галочку», то есть факт работы в классе можно проверить.

О применимости знаний …

April 9th, 2008 by alexey_mit

Иногда читаю в СМИ в статьях про западное образование, что оно у нас неприменимо. Интересно, а что именно считается неприменимым? По моему опыту абсолютно все вещи, которые я изучал в курсах МВА на 100% применимы и в России с Украиной (исключая какие-то специфичные вещи, касающиеся зарубежного права и налогов). Может, я ошибаюсь? Кто-то может привести пример? Давайте, не стесняйтесь, предлагайте варианты.

А какую пользу я получил от МВА?

February 14th, 2008 by alexey_mit

Приведу мысли в порядок …

1. Знания. Это действительно так. Коллеги, невозможно одновременно работать и эффективно учиться. До поступления на МВА я сдавал АССА. Полезная сертификация, но реальных знаний не давала. Не хватало времени вдуматься в предмет. Все было нацелено на сдачу очередного экзамена. Ну нет реально времени. Когда учиться-то? Десять часов рабочий день, 2 часа в день на дорогу, дома семья, какие-то хобби – еще часа 3, покушать надо - еще час в день, поспать 8 часов. Уже получается 24 часа. Когда книжки читать? Два года очного обучения дают знания, потому что можешь получать эти знания не спеша, обстоятельно, не урывками, комплексно изучая сразу несколько взаимосвязанных предметов. Кроме того, предмет уже воспринимаешь с применением его к имеющемуся опыту (совершенно другое восприятие, нежели во время обучения в ВУЗе), то есть совершенно по-другому. Что узнал? Да много чего, например:
• что такое статегия, как и почему разные виды стратегии (операционная, бизнес, финансовая) связываются между собой, зачем она нужна, как ее «выдумывать» и к чему она приводит, почему одна компания успешнее другой и т.д.
• что такое бухучет (как это ни удивительно, понял лучше, чем из АССА), финансы, как реально оценивать компании и проекты, анализировать финансовую отчетность, как определять структуру капитала компании, как компанию финансировать, что такое IPO и как его сделать, как проводить сделки M&A и т.д.
• что такое маркетинг, сегментация рынка, как проводить исследования рынка, как правильно устанавливать цены и т.д.
• что такое операционный менеджмент, какие существуют и как применяются методы контроля качества, как правильно управлять очередями, что такое Toyota Production System, реинжиниринг, как организовывать логистику, работать с поставщиками и т.д.
• прикладная статистика и теория вероятности – как все это использовать для решения конкретных бизнес-проблем
• управление людьми – как лучше рассматривать организацию, как строить свою работу в ней, мотивировать людей, как эффективнее проводить организационные изменения в организации
• … и многое другое
Можно ли все это узнать самостоятельно? Безусловно. Только лет 20 понадобится (см. причины выше), поседеть успеешь и на пенсию выйти. А мне эти знания помогают уже сейчас. Реально. Мне не нужно было изобретать велосипед, я знал, как можно эффективно решить те или иные проблемы/вопросы по работе, я работал эффективнее своих коллег, за счет чего мог работать меньше, а впечатление производить лучшее, то есть расти быстрее.

2. Понимание культуры ведения бизнеса. Менталитет, умение общаться с аналитиками, консультантами, банкирами, понимание того, что им нужно, умение говорить правильные слова и понимать «западных» людей. Это помогает в работе.

3. Целостное понимание того, как работает компания. Разные направления – финансы, маркетинг, операции, стратегия. Обычно, в работе ты такого не видишь. Видишь только свою узкую часть. После МВА я могу спокойно общаться и с HR-ом, и с маркетингом, и с финансистами, и с производственниками. Я знаю их терминологию, понимаю, чем они занимаются, мне легко с ними находить общий язык, что помогает эффективнее с ними работать. Меня трудно булшитить, что также помогает в работе.

4. Понимание разных индустрий. То же самое и по поводу разных отраслей. Узнал, вот есть консалтинг, разделяется на такие-то и такие-то секторы, люди продают вот это и это, есть инвестиционные банки, занимаются тем-то и тем-то, работают вот таким образом и т.д. И так практически про все секторы бизнеса. Опять же, в жизни очень полезно.

5. Удовлетворение личного эго. А смогу ли? А как буду выглядеть на фоне лучших? После МВА уже не надо доказывать самому себе, что не идиот. Есть справка. Есть уверенность в себе. Это помогает в жизни.

6. Credibility в разговорах с понимающими людьми. Человек узнает, что у тебя МВА топ-школы. На правильных людей это производит правильное впечатление. Это как в Маугли – мы с тобой одной крови. Сразу придает твоим словам дополнительный вес, легче налаживать отношения с людьми своего круга.

7. Network. То есть знакомые. Их много, они работают в разных местах, что помогает получать нужную по бизнесу информацию, обмениваться опытом. Ну и просто приятно общаться с умными людьми.

Ну как, достаточно? ;)

Стройными рядами мы шагаем к счастью…

February 3rd, 2008 by alexey_mit

Практически во всех статьях про МВА, их обладатели представляются неким обобщенным образом – the MBAs. Прямо так и возникают перед глазами шеренги корпоративных самураев, одетых в одинаковые костюмы, работающих по одинаковой заданной программе, вживленной в мозг. Эдакие men in black современной экономики. Цитируя классика, «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

Тут в комментах к предыдущему посту приводили одно из проявлений этого упрощенного подхода, суть которого сводится к тому, что МВА – туфта, поэтому «я МВАя ни в жизнь на работу не возьму». А если слегка перефразировать вопрос «хотите ли вы взять на работу обладателя МВА западной топ-школы» на «хотите ли вы взять на работу умного, работоспособного, профессионального молодого менеджера со способностями и знаниями значительно выше среднего»? Опять нет? Извините, кого же тогда вы хотите видеть среди своих сотрудников? Вас устраивают посредственности? Удачи вам в бизнесе, она вам сильно понадобится!

Люди, проповедующие вышеописанную точку зрения, напоминают мне о крылатой фразе 50-х годов: «Я Пастернака не читал, но осуждаю». Каково фактическое наполнение их слов? Сами они на МВА (имею в виду не отечественные аналоги, а полноценное обучение в топовой западной школе) не учились, никогда с выпускниками вместе не работали, но твердо уверены, что это все гримасы капитализма. Какая-то неубедительная у них доказательная база получается.

МВА – это не штамп на лбу, МВА – это человек, со своими способностями и знаниями. И рассматривать молодого менеджера, пусть и обладателя заветной корочки, надо прежде всего с точки зрения оценки его личностных качеств и профессиональных знаний и опыта. Каждый человек в этом случае индивидуален. Поэтому вопрос пользы МВА надо рассматривать как вопрос полезности двухлетнего очного обучения ряду бизнес-дисциплин в атмосфере бизнес-школы для личностных качеств, знаний и опыта конкретного индивидуума.

Изложу ту пользу, которую получил я (тут силы закончились :) – изложу в следующем посте)…

Куда пойти работать …

January 15th, 2008 by alexey_mit

Отгремели новогодние праздники, ушли в воспоминания альпийские склоны, так что настало время продолжить сеанс раздачи слонов и материализации духов. Поехали …

Прежде всего, рынок труда СНГ сейчас глобален, особенно в ареале обитания россиян и украинцев. Украинцам, возвращающимся после МВА родное отечество, в плане поиска работы не стоит замыкать это отечество пределами жовто-блакитных границ, равно как и россиянам стоит обратить внимание на возможности, открывающиеся в соседней стране. В этом плане возможности сейчас для россиян и украинцев одинаковые, гражданство не является фактором. Не бойтесь поехать собеседоваться в Москву или Киев. Главное – выбрать правильные компании.

Консультанты: Наиболее правильным способом возвращения однозначно считаю поступление на работу в московский офис McKinsey через стандартный школьный процесс рекрутинга. McKinsey, по моему мнению (да простят меня конкуренты McK – но это мой блог – пишу то, что считаю правильным), наиболее сильный бренд в России и Украине, правильное позиционирование и возможности дальнейшего карьерного развития для выпускника западной топ-школы. Кроме того, McK всем новым associates платит одинаково (как, впрочем и те же BCG, и Roland Berger), то есть это тот самый случай, когда вам могут заплатить больше, чем стоит ваше резюме с МВА на рынке труда (см. мои предыдущие посты). Тот самый редкий случай, когда человек может получить “сотку” после pre-MBA зарплаты в “пару штук”. Стоит рассмотреть и BCG, и Roland Berger, и появившийся недавно Bain, хотя по бренду (то есть по возможностям дальнейшего роста) они до McK, по моему мнению, и не дотягивают. Короче, в on campus recruiting обязательно подавайте заявку на московский офис McKinsey.

Инвестбанкиры: Жаждущим работать в инвестбанкинге и ресерче стоит обратить внимание на наши финансовые конторы, вроде Тройки Диалог и Никойла. Они сейчас все больше походят на стандартные инвестбанки, имеют в составе массу людей, имеющих топовые MBA, могут предложить стандартные для МВА позиции, похожие на те, что предлагает Merrill или Goldman.

Private Equity: также представлены вполне адекватными компаниями, вроде Delta Capital, Russia Partners и другими. Работа также похожа на западную.

Индустрия: Здесь возможностей масса. Стоит обратить внимание на большие холдинги, обращая внимание на советы, которые я давал в предыдущем посте. Возможности работать есть в хед-офисах компаний вроде Реновы, Системы, Альфы и Базэла в России, СКМ и Интерпайпа в Украине. Здесь в основном есть работа в инвестиционных подразделениях, правда в большинстве случаев на позиции специалистов. По моему мнению, более интересные возможности открываются в бизнесах, входящих в эти холдинги, так как в них можно получить менеджерские позиции (в основном мид-менеджмент, то есть уровень директора департамента, читай, начальника отдела) и не только в инвестициях, но и в стратегии, маркетинге, бизнес-процессах. Есть возможности попробовать свои силы и на интересных высоких позициях на промплощадках в регионах (правда здесь чаще всего это можно сделать, сначала закрепившись в хед-офисе соответствующего бизнеса). Интересные команды и очень адекватные люди есть, например, в Северсталь-ресурсе и Х5 в России, рекомедую обратить внимание на Метинвест-холдинг в Украине. Вообще настоятельно рекомендую россиянам, возвращающимся после МВА в Москву, обратить внимание на Украину – часто о такой возможности забывают.

Главный козырь работы в индустрии в России или Украине – возможность быстрого роста. Здесь далеко не везде все уже установлено и прописано. Бизнес быстро развивается, поэтому постоянно появляются новые карьерные возможности. В связи с этим я лично скептически отношусь к перспективам работы в отечественных подразделениях крупных иностранных компаний, вроде Mars, Ford или Procter & Gamble. Там, по моему мнению, все более упорядоченно, нет такого потенциала, ради которого и идешь работать в индустрию после МВА, no fun, так сказать.

Ну вот такие наброски. В следующий раз постараюсь рассказать, чем реально помогает МВА в России. Ждите …

Несколько практических советов о том, как человеку, после МВА западной топ-школы получить работу своей мечты в родном отечестве

December 21st, 2007 by alexey_mit

Итак, после учебы вы твердо решили вернуться. Вот несколько советов для “возвращенцев”:

1. Постарайтесь получить летнюю практику работы за границей, даже если твердо решили после окончания обучения возвращаться. Полезность практики в России/Украине практически нулевая – у нас еще крайне неразвито такое понятие. Практика за границей позволит вам почувствовать культуру ведения бизнеса, понять «как работают там». Плюс эта строчка в резюме при последующем поиске работы в России добавит пару плюсиков.

2. При отъезде не разрывайте связи со своим текущим работодателем, даже если ненавидите свою работу до глубины души. Позиционируйте свой уход как желание не уйти со скучной работы, а получить новые знания, опыт, после чего вы будете совсем не против вернуться. Во-первых, за два года очень многие вещи могут поменяться – возвращаться вы будете уже в другую компанию. Во-вторых, возвращаться вы почти всегда будете уже на другую работу – с повышением. В-третьих, текущий работодатель знает вас и ваши способности, а значит может предложить лучшие условия, чем компания, в которую вы придете «с улицы» (ту самую a little extra,о которой я говорил в предыдущем посте). В-четвертых, есть примеры очень успешных карьер, которые люди сделали после получения МВА западной топ-школы внутри компаний, из которых они уходили получать МВА. Такую карьеру сделать проще и быстрее, так как вы уже знакомы с людьми, культурой, бизнесом компании – не надо тратить на это много времени. В-пятых, предложение от «родной» компании – это серьезное улучшение вашей BATNA в переговорах с другими работодателями (вспомните класс переговоров). Поверьте, офер за спиной, даже не самый желаемый, очень усиливает вашу переговорную позицию и повышает шансы получить другое, более привлекательное в моральном и материальном плане предложение. Вы уже сможете вести переговоры с позиции «не вы мне нужны, а я вам», на интервью и переговорах будете вести себя гораздо увереннее, а интервьюеры это сразу чувствуют. Разница в переговорном процессе и его результатах колоссальная.

3. Если в течение месяца поиска после возвращения в родное отечество вы не получили хороших оферов, соглашайтесь на лучший из имеющихся. Во-первых, это позволит вам «войти в рынок», то есть понять что собой представляет работа в России/Украине (не забывайте, вы на два года выпали из жизни страны), сколько здесь платят на каких позициях и т.д. Во-вторых, вполне возможно, что вы сможете показать работодателю, что являетесь более ценным сотрудником, чем он себе представлял, что может позволить вам повысить свою зарплату до целевого уровня. Рынок труда сейчас горячий, хорошие люди нужны всегда. В-третьих, опять же наличие рабочего места за спиной не означает прекращение поиска, а в этом случае ваша BATNA, а значит переговорная позиция, здорово улучшается.

4. При поиске работы пользуйтесь услугами HR-отделов только в крайнем случае. Старайтесь по максимуму выйти напрямую на ключевых руководителей целевой компании. Короткие советы:
• Особенное внимание обращайте на биографии этих руководителей, в частности, на наличие в них западных (именно западных) МВА, опыта работы в «продвинутых» западных консалтинговых компаниях (тех же McKinsey, большой четверке и отделившихся от них консалтинговых подразделений, вроде Accenture, инвестбанков из bulge bracket). Человек без такой строчки, скорее всего, вас не поймет так, как вам надо. Наличие МВА западной топ-школы у руководителя, которому вы пишете или звоните, почти всегда означает, что человек как минимум будет готов с вами переговорить. Информации в Интернете сейчас достаточно, так что google them all!
• Обращайтесь только к руководителям уровня топ-менеджеров, но лучше не к первому лицу. Самый правильный – человек уровня вице-президента, причем совсем необязательно того направления, в котором вы хотите работать. Например, я не CFO, но правильного человека, желающего работать в финансах, могу вывести на CFO
• Подход «я студент МВА такой-то западной топ-школы, заканчиваю обучение или уже закончил и только вернулся и ищу работу, можно ли с вами связаться» воспринимается вполне нормально. Я, например, в этом случае постараюсь помочь человеку.
• Ищите работу вышеописанным образом, только если у вас нет в данный момент другой постоянной работы. Иначе вас не поймут

5. Работу в России/Украине в индустрии не стоит искать заранее – здесь ждать не любят. Больше месяца, максимум двух, вас ждать не будут.

6. Не пренебрегайте хедхантерами (Ward Howell и прочие). У них могут быть для вас интересные предложения. Да и в дальнейшем они могут быть полезными посредниками вашего карьерного роста – установите с ними отношения еще в бизнес-школе и поддерживайте их.

7. Не пренебрегайте возможностью поработать в регионах – это отличный опыт, позиция хорошего уровня, вам все равно приходится переезжать, при работе в регионах к желаемой компенсации не грех попросить дополнительную компенсацию “за риск и условия проживания”, что приблизит ваш уровень компенсационного пакета к целевому.

8. Прочитайте мой предыдущий пост, чтобы избавиться от иллюзий, которые портят впечатление о человеке.

Вот такие советы. В следующий раз расскажу о конкретных местах работы, на которые, с моей точки зрения, стоит обратить внимание. Ждите …

О работе в родном отечестве после МВА …

December 16th, 2007 by alexey_mit

Что ж, перейдем ко второй части марлезонского балета…

Предположим, что перспектива ассимиляции в американское или европейское сообщество вас не прельстила. В общем, как говорится, «не нужен нам берег турецкий». Получив вожделенный диплом топ-школы, вы решили возвратиться в родную страну, в надежде влиться в бурные воды emerging markets и откусить себе часть несметных сокровищ, формируемых и распределяемых сейчас на просторах бывшего «великого и могучего».

На этом пути вас также ждет ряд сюрпризов. Первое из них, конечно же деньги. Платить за МВА здесь не готовы, причем даже люди, которые сами получали такие же дипломы. В России и Украине платят за ту реальную ценность, которую человек может с собой принести в работу, то есть за опыт.

Иногда смешно смотреть, как приходит на интервью такой молодой человек: три года в Big 4 старшим аудитором + МВА хорошей школы. ОК, сколько хочешь денег? Ну, как, «сотку нетом» хочу. А почему столько хочешь? Ну, как, «смотрите, вот статистика школьная – сколько люди после выпуска должны получать … ». Дети, вы вроде уже взрослые, а все еще в сказки верите! Почему вы думаете, что диплом МВА, как волшебная палочка, должен автоматически, как поле чудес, генерировать кучку денег? Так не бывает. В общем, помыкается такой человечек по нескольким конторам, где ему дадут одинаковые ответы о предлагаемом направлении движения (в смысле пошлют подальше или предложат суммы, раза эдак в три меньше запрашиваемых) – глядишь, уже более трезво смотрит на жизнь. А трезвый взгляд следующий: ваше резюме стоит на рынке столько, сколько оно стоит без строчки МВА (к счастью, существенно больше, чем два года назад, из-за общего роста зарплат квалифицированного персонала в стране) plus a little extra, которую вам, однако, даст только человек, понимающий что означает МВА топ-школы (то есть предложит не каждый).

Грубые ориентиры зарплат в России/Украине после возвращения – в два раза больше, чем до, но в определенных пределах. Например, если до МВА человек получал две-три тысячи долларов в месяц после уплаты налогов, то сразу «после» можно ориентироваться на пять-шесть. Если пять-шесть, то ориентироваться можно на 8-10. Дальше уже зависимость труднопрослеживаемая. Если вы до МВА получали 10, то стандартный full-time МВА вам и не нужен – вам уже стоит рассмотреть executive программы.

Здесь вы сталкиваетесь со следующим сюрпризом – за два года человек, уровня выпускника топ-школы (то есть перспективный, умный, целеустремленный и т.д. – похвалите себя сами) и без МВА вполне мог бы удвоить свои доходы и получить те же деньги просто за счет карьерного роста. Только в последнем случае он был бы свободен от долгов и даже имел бы существенные накопления (не забывайте про упущенные доходы за два года). Правда, конечно, не было бы и такого багажа знаний.

Чем же поможет вам МВА в родных пенатах и что же вам делать? Конкретные советы и рекомендации будущим выпускникам в следующий раз … ждите

О работе за границей после МВА …

December 7th, 2007 by alexey_mit

Вот дошли руки написать на тему, требующую отдельного рассказа

Многие, уезжая на MBA, планируют остаться работать в сооветствующей стране (США или Европе). Нормальное желание, но обычно ему сопутствуют некоторые иллюзии. Имея перед глазами много примеров, решил написать пару наблюдений и рекомендаций поступающим и уже учащимся.

Прежде всего, если вы едете из своей страны (России, Украины) и никогда прежде не работали долго в тех же США не обольщайтесь - у вас самые низкие шансы получить работу в США среди всех ваши одноклассников. Не обольщайтесь цифрами diversity, которые публикуют школы. Их цифры - это количество иностранных граждан в классе. Из этих иностранных граждан 75% - это ребята, которые уже по нескольку лет живут в США, закончили там колледж или университет и несколько лет поработали. Фактически будущие американские граждане. Реальные international students, то есть ваших одноклассников, которые, как и вы, приехали в Штаты впервые учиться, будет где-то 15%.

Теперь давайте глянем на вашу резюме: обычно пара лет в большой четверке или большой FMCG-компании. В лучшем случае пара лет в McKinsey или BCG, в худшем пара лет в no-name конторе (крупные отечественные компании для американцев = no-name) или небольшое свое дело. Не беру в расчет потенциальных абитуриентов “в возрасте” - этот пост не для вас. Рядом кладем такое же резюме, но американца или “псевдо-иностранного” студента. Поскольку при записи на интервью есть конкурс и интервьюерам надо выбрать несколько резюме из кучи, угадайте, чье резюме пойдет в корзину? Правильно, ваше. Я все понимаю про ваш бесподобный интеллектуальный уровень и выдающиеся достижения, но вы конкурируете с такими же людьми, но с нужным опытом, поэтому перестаньте верить в сказки и посмотрите на вещи реально.

У “реальных” иностранных студентов, желающих найти работу в США или Европе, проблемы с поиском такой работы были и будут всегда, даже в годы подъема иностранной экономики. Надо быть к этому готовым.

Это не значит, что найти работу для “реального иностранца” невозможно, но надо изначально быть готовым к серьезным трудностям в поиске. Это реально давит на психику, поскольку для талантливого человека (а студенты, принятые в топ-школы - безусловно люди со способностями выше среднего, коль скоро смогли пройти жесткий отбор) ощущение ненужности крайне некомфортно. Поверьте, это не имеет никакого отношения к вам лично, это просто сложившиеся обстоятельства. Вам, скорее всего, придется весьма активно бегать за работодателями.

Предположим, что трудности пройдены, и вы все же получили заветный офер. Что дальше? Какие у вас карьерные перспективы? Не очень радужные. Иностранец - это человек первый на увольнение, последний на повышение. И это нормально. Повышение обычно означает менеджерскую позицию. А для того чтобы быть эффективным менеджером, надо уметь управлять людьми. И не просто уметь, а и доказать своему начальству, что вы умеете это делать, то есть свои interpersonal and managerial skills. А сделать это, не “варясь” многие годы в культуре страны, очень тяжело. Например, идет обсуждение какого-то вопроса на совещании, кто-то сказал какую-то шутку из известного сериала, который шел в США в 90-х. Все смеются, а вы сидите, как дурак, вы ведь на этом сериале не выросли. Это точно такая же ситуация, когда вы скажете в разговоре с американцем какую-то крылатую фразу из “Бриллиантовой руки”. Русские поймут, а американцы подумают, что вы идиот. Для специалиста, задача которого - умело набивать в Excele финансовые модели, такое незнание культуры простительно. Для менеджера - критично. Поэтому вырасти от doer to manager, сделать карьеру “там” вам будет архисложно. Оставаясь работать за границей, надо быть к этому готовым.

По моему мнению, наилучший шанс в этом случае имеют предприниматели, то есть ребята с предпринимательским духом (и желательно опытом), которые постараются присоединиться к какой-то команде старт-апа. Правда надо понимать, что этот путь - наименее стабильный, что может быть критично для человека с долгами “за сотку штук баксов”.

Если вас такие расклады устраивают, то вперед. Для тех же, кто поступая рассчитывает на “длинную гривню” или “длинный рубль” здесь … читайте следующий пост.